ТРАКТАТ О МАНКАХ

 

   Электронные устройства для подманивания различных животных и птиц можно условно разделить на несколько классов. Неэлектронные манки исключаются из данного обзора, хотя как раз они и являются первыми подманивающими устройствами, применявшимися и применяемыми ныне человеком.

    Развитие портативной механики и компактной электроники позволило создать различные электронно-механические и чисто электронные звукоимитаторы, успешно подманивающие различных представителей фауны.

    Пока чисто электронные запоминающие устройства были дороги, различные производители выпускали специально адаптированные для нужд охотников, экологов, орнитологов  и просто любителей природы магнитофоны. Строго говоря, никто не мешал использовать обычные магнитофоны, так же, как сейчас иногда используются MP3-плейеры, CD-плейеры, диктофоны и даже сотовые телефоны.

    Устройства с магнитной лентой до сих пор изредка применяются  для воспроизведения голосов животных и птиц. Если говорить о магнитофонах, позиционируемых именно как манки, то это чаще всего устройства с картриджами, содержащими склеенную в кольцо ленту, содержащую записи нескольких голосов. Встречались, например, итальянские предельно упрощенные магнитофоны с одним ведущим валом и с переключением треков путем механического перемещения воспроизводящей головки по ширине ленты. Попадались особо экзотические аппараты, имеющие «дистанционное управление» в виде заглушки-чеки, вставляемой в специальное гнездо и выдергиваемой на расстоянии шнурком. Выдергивание заглушки вызывало замыкание контактов питания и включение магнитофона. При желании можно было сделать из манка «звуковую мину-растяжку». Возможности отключения такие магнитофоны не имели.

 

 

 

 

 

Пример ленточного манка LOCKVOGEL

 

 

    Появление на рынке недорогих микросхем постоянной памяти вызвало создание электронных звукоимитаторов, хранящих фонограммы в специальных микросхемах. Первые такие аппараты часто имели память на постоянных запоминающих устройствах (ПЗУ) с ультрафиолетовым стиранием (РПЗУ УФ). Затем появились электрически перепрограммируемые ПЗУ – так называемая флэш-память. Звукоимитаторы первых поколений обычно содержали тактовый генератор, простой адресный регистр, последовательно перебирающий адреса ПЗУ, ручной переключатель групп адресов, простой цифроаналоговый преобразователь (часто в виде набора резисторов) и усилитель сигнала. Иногда память выполнялась в виде сменных блоков (часто называемых чипами), вставляемых в специальный разъем, что позволяло менять наборы голосов электронного манка.

    Дальнейшее развитие технологий привело к появлению разнообразных устройств, использующих, как правило, микропроцессоры  для обслуживания органов управления индикации и выборки голосов, а также в качестве устройств обеспечивающих обработку аудиоинформации. В простейших манках с микропроцессорным управлением, процессор обеспечивает удобную выборку голосов, отображение информации о номере текущего трека, громкости воспроизведения и т.д. Звуковые данные могут просто считываться из ПЗУ звукоимитатора и преобразовываться в звуковой сигнал простейшим цифро-аналоговым преобразователем.

    Встречались изделия, где управляющий микропроцессор обслуживал специальную микросхему «звукозаписывающего устройства» - своеобразного  интегрального диктофона. К сожалению у этих микросхем была малая емкость памяти и не очень высокое качество воспроизведения. Хотя, само по себе, решение необычное.

    В настоящее время, на рынке, наряду с простыми электронными звукоимитаторами, присутствуют устройства с развитым управлением, имеющие цифровую индикацию или дисплеи для отображения рабочей  информации. Голоса могут записываться во внутренние ПЗУ большой емкости либо в сменные носители типа картриджей или широко распространенных карт флэш-памяти (CF, MMC, SD, микро-SD и т.д.). В некоторых случаях встроенная память может быть перезаписываемой пользователем. Манки могут иметь возможность использовать карты, записанные пользователем, либо работать только с картами, сформированными производителем и продаваемыми в комплекте манка или отдельно. Данные могут храниться в виде несжатых цифровых потоков, либо с использованием различных алгоритмов сжатия звука, до MP3 включительно. Как это часто бывает, технический прогресс иногда вызывает к жизни старые решения, но на новом уровне. Сегодняшние карты флэш-памяти имеют настолько большую емкость, что позволяют хранить несжатые 16 разрядные треки с голосами любой разумной длины. Это облегчает задачи разработчиков. Специальные декодеры становятся ненужными, а качество воспроизведения повышается.

    Производители часто защищают данные в своих картах, используя либо возможность установки пароля на карту, либо кодируя данные на картах несложными алгоритмами. Сменные несерийные картриджи также являются средством защиты данных, т.к. внутри они, чаще всего, содержат вполне серийные запоминающие устройства. Считать или записать их содержимое можно, лишь изготовив соответствующие разъемы и имея подходящее оборудование.

    Современный электронный манок представляется устройством, имеющим достаточно прочный корпус с удобными органами управления и индикации. Он, как правило, имеет память большой емкости с возможностью смены носителя либо перезаписи информации. В идеале желательно иметь полностью герметичный корпус, но это трудно осуществимо, в первую очередь, - по ценовым соображениям. Пленочные клавиатуры в этом смысле хороши тем, что обеспечивают герметичность поля клавиш. Однако манки в полностью герметичном корпусе нам не попадались ни разу. Очевидно, их не производят по стоимостным соображениям. Корпуса имеют гнезда, люки для батарей, регуляторы, вырезы под носители информации и т.д. Загерметизировать все эти отверстия можно, но достаточно дорого. Поэтому необходимо всегда помнить об опасности попадания воды, влаги или посторонних предметов в корпус манка.

  Использование MP-3, CD плейеров и сотовых телефонов в принципе возможно, но не получило широкого распространения в связи с неприспособленностью этой аппаратуры для нужд охотников и экологов. В полевых условиях они оказываются неудобны в эксплуатации и легко повреждаются.

    Для электронных звукоимитаторов желательна большая мощность выходного сигнала при достаточно высоком КПД усилителей и малом энергопотреблении встроенных электронных компонентов. Старые электронные манки имели достаточно простые аналоговые усилители ограниченной мощности. Постепенно, в основном,  произошел переход на усилители мостовой схемы. Сейчас идет процесс перехода на усилители D-класса (дискретные), способные обеспечить очень хорошую мощность при предельно высоком коэффициенте полезного действия и компактности исполнения. Мощность звукоимитаторов с дискретными усилителями, в основном, определяется мощностью, которую способны выдать батареи питания. Всегда следует помнить, что мощности в десятки ватт иногда декларируемые некоторыми производителями, не соответствуют реалиям.

    По некоторым распространенным моделям манков на нашем сайте приводятся обзорные статьи с описанием технологий и перечислением используемых компонентов. Мы старались дать достаточно беспристрастные обзоры, возможно слегка отягощенные нашими представлениями о том, как должен выглядеть современный электронный манок. В любом случае, наши комментарии и соображения не стоит воспринимать как претензию на исключительное право оценки различных изделий и идей.

    Электронные манки имеют различные источники и схемы питания. Большинство присутствующих на рынке звукоимитаторов имеет батарейные отсеки и разъемы, предназначенные для подключения батарей формата 6LF22. Некоторые – для размещения элементов формата АА или ААА. Незначительная часть – рассчитана исключительно на подключение внешних источников питания или имеет встроенные аккумуляторные батареи. Батареи 6LF22 компактны, но, к сожалению, имеют небольшую электрическую емкость. Это вызывает необходимость идти на различные ухищрения при разработке манков с целью снизить энергопотребление.  Батареи, собранные из элементов АА могут иметь значительно большую емкость, но имеют и большие габариты. Элементы формата ААА занимают промежуточное положение по габаритам и емкости, но в пересчете на ватт-час оказываются достаточно дороги.

   Встречались манки, в которых для питания использовались два элемента АА с последующим преобразованием их низкого напряжения в более высокое. Похоже, схема себя не вполне оправдала. Причин видится три. Первая – преобразователи на таких напряжениях имеют невысокий КПД. Вторая – схемы преобразования усложняют устройство и поднимают его цену. Третья – при низком напряжении и той же выходной мощности манок потребляет от батарей значительно больший ток. По нашим оценкам, две батареи АА при суммарных габаритах примерно равных 6LF22, способны выдать примерно столько энергии за счет вышеперечисленных факторов. Судя по всему, от такой схемы производители отказались. Единственным плюсом можно считать большую распространенность элементов формата АА.

Имеется несколько компромиссных решений проблемы энергообеспечения звуковых имитаторов.

1.     Большинство устройств имеют гнезда для подключения внешних батарей большой емкости.

2.     Ряд производителей предлагает внешние усилители с собственным питанием, позволяющие разгрузить батареи собственно манка и перенести нагрузку на батареи внешнего усилителя.

3.     Предлагаются активные внешние звуковые модули, имеющие встроенные источники питания и усилители.

4.     Проявляется тенденция к использованию в манках высокоемких встраиваемых литиевых аккумуляторов.

   Что именно выберет для себя конечный пользователь, зависит от его личных предпочтений и тех задач, которые он планирует решать с помощью манка. В любом случае, надо всегда помнить, что подбор батарей питания во многом похож на выбор патронов для оружия. Нет смысла отправляться на охоту с плохими патронами и точно так же нет смысла брать с собой самый продвинутый электронный манок с плохими, старыми или просто сомнительными батареями. Следует всегда использовать мощные щелочные (алкалиновые) или литиевые батареи и элементы питания. По возможности не стоит пренебрегать внешними батарейными блоками или аккумуляторными батареями высокой емкости.  К сожалению, мощные источники питания имеют большой вес, габариты и, часто, высокую цену. Что именно охотник решит «положить в свой рюкзак», опять же зависит только от него.

    Стоит коснуться звукоимитаторов с дистанционным управлением. Необходимость иметь дистанционное управление является для многих охотников достаточно спорной.  Как правило, охота ведется на расстояниях, которые вполне покрываются обычными проводами удлинителями. Есть некоторые особенности использования этих удлинителей. Провода удлинителей имеют сопротивление. Чем длиннее провод, тем больше это сопротивление. Провод длиной 10, 20 и более метров, при использовании тонких жил, будет иметь сопротивление, соизмеримое или даже большее, чем звуковая катушка внешнего громкоговорителя (особенно при использовании громкоговорителей сопротивлением 4 Ома). Провод с толстыми жилами имеет большой вес, а бухта такого провода длиной 20 метров и более будет занимать также большой объем. При выборе внешних динамиков и проводов следует руководствоваться следующим.

1.     Лучше иметь 8 Омный громкоговоритель, если длина провода превышает несколько метров, а манок рассчитан на работу с таким громкоговорителем.

2.     Следует выбирать кабель по толщине жил (с минимальным сопротивлением), но приемлемых габаритов.

3.     Можно использовать тонкий кабель практически любой длины (дешевый и компактный) при использовании устройств подобных Активному Внешнему Звуковому Модулю (АВЗМ) ЕГЕРЬ или при использовании внешнего усилителя, когда он расположен достаточно близко около громкоговорителя.

   

 

   Отдельно стоит сказать о внутренних громкоговорителях электронных звукоимитаторов. Некоторые производители считают их наличие необязательным, другие ограничиваются установкой контрольных динамиков, способных лишь дать возможность определить, что за фонограмма будет воспроизводиться. Имеются манки с вполне приличными встроенными громкоговорителями. Особняком стоят некоторые итальянские изделия, в которых встроен пьезоэлектрический «баззер», работающий на большой громкости в узком диапазоне частот. По отзывам охотников, такие манки, чаще всего, просто распугивают животных и птиц теми пронзительными и неестественными звуками, которые они издают. Наличие и качество внутреннего громкоговорителя является критерием, значимость которого определяет сам будущий пользователь. Следует всегда иметь ввиду, что нет смысла покупать манок с плохим внутренним динамиком, если нет намерения укомплектовать его хорошим внешним громкоговорителем. Часто производители поставляют свои изделия комплектами (манок, дополнительный громкоговоритель, сумка, различные аксессуары).

  Также следует отметить, что некоторые голоса, например, рябчика, чаще всего плохо воспроизводятся любыми мощными однополосными внешними громкоговорителями. Исключение составляют высокочастотные громкоговорители типа TW-66 Plurifon , ВЗМ-2 Егерь, некоторые другие, и, как это ни странно, компактные и дешевые узкополосные среднечастотные акустические системы. Они прекрасно воспроизводят голоса рябчика, но почти не воспроизводят ничего другого. Некоторые встроенные громкоговорители также воспроизводят голоса, подобные голосу рябчика, достаточно хорошо и громко. Если у охотника есть конкретные планы относительно дичи, на которую он собирается охотиться, имеет смысл оценить конфигурацию необходимого оборудования и звучание именно такой конфигурации.

   Некоторые манки имеют возможность воспроизводить несколько треков одновременно по разным каналам, либо смешивать несколько треков в одном канале воспроизведения. Необходимость такой опции каждый пользователь оценивает самостоятельно. Следует только всегда помнить, что воспроизведение звука по двум каналам требует наличия двух акустических систем и вызывает практически двойное потребление энергии батарей. Использование внешних усилителей потребует наличия двух комплектов громкоговорителей, усилителей и батарей питания усилителей (либо наличия двухканального усилителя).

   Неплохой результат дает использование компромиссного решения, когда с манком работает один активный динамик с собственным усилителем и один пассивный, подключенный непосредственно к манку. По такой схеме возможно подключение двух акустических систем к одноканальным манкам с использователем Y – образного разветвителя или специального кабеля. Излучение звука из двух точек иногда вводит дичь в заблуждение и не позволяет ей быстро и точно локализовать источник звука, что дает охотнику небольшое дополнительное время.

   Надо также помнить, что, с одной стороны, хорошая техническая оснащенность повышает привлекательность охоты, с другой, - главная задача охотника - все же не развлекаться с гаджетами, а получать удовольствие именно от своего хобби.